Организация охраны здоровья учеников
Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
Забота о здоровье детей является одним из приоритетных направлений деятельности школы, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности.
Задача повышения качества образования, поставленная перед современной школой, неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
Факторы, влияющие на здоровье школьников
На здоровье детей влияет огромное количество факторов:
-факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательным учреждением (их часто называют «внутришкольными»);
-все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.
Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают такие бытовые факторы как:
-шум;
-освещенность;
-воздушная среда;
-размер помещений, кубатура;
-дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);
-используемые стройматериалы, краска;
-мебель: размеры, размещение в помещении;
-видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;
-пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
-качество питьевой воды;
-экологическое состояние прилегающей территории;
-состояние сантехнического оборудования.
Существуют учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от учителей и администрации школы):
-объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
-расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
-организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
-объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);
-особенности уклада и норм жизни школы;
-медицинское и психологическое обеспечение образовательного процесса;
-участие родителей учащихся в жизни школы;
-психологический климат педагогического коллектива;
-наличие либо отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
-позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от педагога):
-психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
-стиль педагогического общения педагога с обучающимися;
-характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
-степень реализации педагогом индивидуального подхода к обучающимся (особенно группы риска);
-соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
-степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений, учащихся во время пребывания в школе;
-личные, психологические особенности педагога, его характера, эмоциональных проявлений;
-состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
-обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
-степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;
-профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Медицинский работник выполняет следующий объем работы:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Температурный режим
Температура помещений школы
Помещение | Значение, °С |
---|---|
Учебные классы | 18-24 |
Актовый зал | 18-24 |
Спортивный зал | 17-20 |
Столовая | 18-24 |
В соответствии с санитарным законодательством, температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24 градусов Цельсия. Во внеучебное время при отсутствии детей, согласно санитарных правил, в помещениях школы должна поддерживаться температура не ниже 15 градусов Цельсия, а отключение отопления в школе вообще не допускается. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
Температурный режим для ограничения посещения школы
Температура | Скорость ветра | Занятия отменяются в классах |
---|---|---|
- 25 | 1-4 м/с | 1-4 |
- 25-26 | без ветра | 1-4 |
- 25 | более 5 м/с | 1-7 |
- 26-27 | 1-4м/с | 1-7 |
- 28-29 | без ветра | 1-7 |
- 26-27 | более 5 м/с | 1-9 |
- 28-29 | 1-4м/с | 1-9 |
- 30 | без ветра | 1-9 |
- 28-29 | более 5 м/с | 1-11 |
- 30 | 1-4м/с | 1-11 |
- 31 и ниже | без ветра | 1-11 |
Решение о посещении ребенком занятий принимают родители (законные представители) самостоятельно. Общеобразовательные учреждения в морозные дни работают согласно расписанию.